На Дубровенщине возрождают технологию традиционного гончарства

Кружится глина на гончарном круге, руки мастера ласково обнимают ее, направляют, и вот уже вырисовываются плавные очертания цветочного горшка… Волшебство, да и только… Невозможно оторвать взгляда от этого завораживающего действия, когда кусок обычной глины в умелых руках превращается в настоящее произведение искусства.

Гончарное ремесло — такое же древнее, как и само человечество. Изучение мирового искусства непременно начинается с керамики, которая может сохраняться в земле не одну тысячу лет. Недаром в археологических экспедициях наиболее красноречивыми артефактами считаются глиняные черепки. По этим невзрачным осколкам прошлого можно изучать историю целых народов и цивилизаций.

Методист районного Дома ремесел по гончарному мастерству Константин Запрегаев в этом деле новичок.  Впервые он взял глину в руки  в сентябре 2021 года, и за небольшой промежуток времени ремесленник создал немало изделий, а также увлекся возрождением традиционного гончарства Дубровенщины. В прошлом — учитель физкультуры, сейчас — творческий человек, который не планирует останавливаться на достигнутом, а продолжает совершенствовать свое мастерство.

А началось все с того, что он показал Ольге Алексеевой, где можно накопать глины, а она в свою очередь предложила посетить мастер-класс по лепке традиционной игрушки-свистульки. И так это увлекло Константина Васильевича, что в скором времени он стал участником народного клуба «Дубрава», а затем сел и за гончарный круг. В январе 2022 года дебютировал с художественными работами в областном арт-проекте «Захавальнікі народных рамёстваў Віцебскай вобласці».  Затем было обучение гончарному мастерству в Центре народного творчества и ремесел г.п.Копысь, и вот уже в апреле дружный коллектив Дубровенского Дома ремесел пополнился методистом по гончарству. Кроме того, Константин Васильевич руководит кружком «Керамика Шекина», участники которого возрождают технологию традиционного Дубровенского гончарства.

Выкрутить глиняное изделие — это едва ли половина дела. Его надо высушить, затем залощить, задекорировать и обжечь в печи. На первый взгляд кажется, что это просто, но на самом деле процесс трудоемкий.

—Для поиска глины организуются целые экспедиции, что-то находят сами мастера, где-то люди подсказывают. Для гончарства нужна особая глина: она залегает на глубине не менее двух-трех метров. По-другому ее называют живой. Ее берешь, она как пластилин мягкая, липкая, ее можно сразу на круг. Для того, что бы определить подойдет или нет глина, берут пробы. Не всегда удается получить желаемое. Кроме того, мастера Дома ремесел работают с вакуумированной глиной, которую закупают на заводе. Главное отличие глин — в поведении при обжиге. Уникальные и более прочные вещи получаются из традиционной глины, и ценятся эти изделия дороже, — рассказала руководитель клуба мастеров «Дубрава» Ольга Алексеева.

Она отметила, что дубровенские мастера всегда с удовольствием принимают в свои ряды новых людей.

—Я была очень рада, что нашла единомышленника. Мы смогли больше заготовить глины, все-таки физически стало легче. Константин Васильевич занимается гончарством, а я декорирую изделия. Так и получается, что мы друг у друга чему-то учимся. Безусловно, на весь процесс уходит огромное количество времени, в восьмичасовой рабочий день уложиться невозможно. Ведь пока ты с глиной работаешь, она дает результат, как только поставил, все, можно начинать заново.  Если нужно делать обжиг, то ждем, пока все уйдут, потому что при обжиге присутствует специфический запах, да и оборудование нужно подготовить. Получается, что иногда работа кипит практически круглосуточно.

Сейчас мастера заняты поиском глины, изучением технологий, совершенствованием декора. Делают все, для того чтобы сохранить и показать современникам, что из такого не притязательного, на первый взгляд, материала можно изготовить уникальные изделия.