Исключительная мера семейно-правовой ответственности
В районе ведется большая работа по профилактике семейного неблагополучия. Особое внимание уделяется семьям, где воспитываются несовершеннолетние дети. При малейшем намеке на то, что родители не должным образом выполняют свои обязанности, семья попадает под особый контроль. Субъекты профилактики начинают работу по исправлению ситуации, в которую по собственному незнанию, недостаточной личностной зрелости или
просто человеческой слабости попала семья.
Хорошо, когда благодаря такому вмешательству состояние дел улучшается, а члены семьи показывают устойчивое стремление к сохранению здоровых детско-родительских отношений, налаживанию совместного быта и досуга. Но иногда взрослые, казалось бы, люди никак не хотят отказаться от призрачной свободы и сомнительных удовольствий, жертвуя своими детьми, их физическим и психическим здоровьем. Тогда к ним применяется исключительная мера семейно-правовой ответственности — лишение родительских прав.
Недавно судом Дубровенского района были лишены родительских прав папа и мама двух маленьких детей: шести и пяти лет. Все службы боролись за семью долгое время. Дети признавались находящимися в социально-опасном положении, определялись в социальный приют. Представители отдела по образованию, совместно с педагогами, представителями медучреждений и РОВД регулярно посещали семью, однако констатировали полное нежелание взрослых людей что-либо менять в своей жизни. Часто комиссиями фиксировалось распитие спиртных напитков отцом детей, а мать и вовсе не могла очнуться от пьяного сна. Кроме того, она отрицательно характеризовалась и по месту трудоустройства, прогулы, недобросовестность, неадекватная реакция на критику, грубость.
Для улучшения ситуации в семье был утвержден план защиты прав и законных интересов детей, определен комплекс мероприятий по восстановлению семьи. Однако родители также самоустранились от каких-либо действий по нормализации ситуации и возвращению детей в семью: даже не навещали малышей в приюте, игнорировали прямые приглашения на детские праздники, не говоря о том, что менять что-либо в своем образе жизни и устройстве быта они не собирались.
В целом председатель суда Мария Циклинская зачитывала документы по сопровождению семьи около 40 минут. За каждой строкой было полное безразличие родителей к своим детям. И если отец признавал указанные факты, то мама очень бурно реагировала на все вопросы судьи и присутствовавшего на открытом заседании прокурора Дубровенского района Александра Филененко. Однако факты — вещь упрямая. Оставить детей в семье, где не всегда есть продукты, где мать отсутствует по ночам, а утром, приходя домой, засыпает беспробудным сном, где в доме сырость и грязь, где к детям применяются физические меры воспитания, — суд счел невозможным.
— Лишение родительских прав влечет изменение семейно-правового статуса. Родитель, лишенный родительских прав, утрачивает право на личное воспитание ребенка, а также ряд льгот и преимуществ, предусмотренных нормами трудового и социального законодательства.
Однако лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей, они будут обязаны выплачивать алименты на детей.
Восстановиться в родительских правах можно, но не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав. При этом суд проверяет, изменились ли поведение и образ жизни родителей, лишенных родительских прав, и выясняет их отношение к воспитанию детей. Как показывает анализ правоприменительной практики, наиболее часто суды восстанавливают в родительских правах родителей, которые общаются с ребенком, интересуются его делами, имеют контакт с его воспитателями и учителями, принимают участие в содержании ребенка, не имеют задолженности по уплате алиментов, имеют постоянный и стабильный источник дохода и жилое помещение в собственности или пользовании, пригодное для проживания ребенка. Конечно же, это происходит, если ребенок выражает желание жить вместе с родителями, — отметила Мария Циклинская.
Елена КОРСАКОВА.
Фото автора.