Good morning, Dubrovno!
Good morning, teacher! – именно такими словами, добрыми улыбками и любопытными, наивными глазенками, встречали Галину Ивановну ФИЛИПЧИК ее ученики, едва успевала она шагнуть за школьный порог. Все теми же знакомыми словами на английском языке, которому она так бережно учила долгие годы, все теми же ласковыми улыбками приветствуют ее вчерашние школьники… Вот только взгляд у них уже не тот – уверенный, самостоятельный – взрослый…
27 сентября исполнилось 80 лет замечательному человеку, удивительной женщине Галине Ивановне Филипчик. 50 лет работала она учителем в Осинторфской школе, 50 лет учила детей любить иностранный язык, 50 лет под ее чутким руководством ребята начинали говорить и мыслить по-английски…
—Родом я из города Толочина Витебской области, там провела детство, окончила среднюю школу № 1. Затем уехала в столицу, поступила в Минский государст-венный педагогический институт иностранных языков, а в 1954 стала дипломированной выпускницей этого ВУЗа, — говорит Галина Ивановна, — и уехала работать по месту распределения мужа в Осинторф. Думала, это временно, ненадолго, но, как оказалось, уже с того момента поселок стал для меня вторым домом, — с улыбкой вспоминает свои юные годы Галина Ивановна.
Первые шаги в педагогической деятельности стали для молодой учительницы настоящим испытанием на прочность: преподавание предмета, к которому она питала большую любовь и старалась привить ее своим воспитанникам, в сельской школе находилось на низком уровне.
—Попав на место своего распределения, я узнала, что в качестве иностранного языка в школе преподают немецкий. И, как я слышала со слов самих учеников, для них он был уроком-развлечением. Было обидно за предмет, я до боли желала, чтобы ребята сами захотели изучать его, тянулись навстречу этим знаниям. Потому первой задачей для меня стало доказать всем, что иностранный язык – это нужный и важный предмет, относится к которому стоит с полной серьезностью и уважением, — с такими мыслями Галина Ивановна Филипчик работала до первого своего выпуска. А затем ее ученики избрали путь своего педагога – стали поступать в институт иностранных языков, и желающих получить такое образование с каждым годом становилось все больше.
—Самой большой наградой за мои старания было то, что ребята выбирали для себя профессию учителя, — с нотками неподдельной гордости в голосе отмечает Галина Ивановна. — И сегодня среди моих учеников много квалифицированных педагогов с большим стажем работы. Они преподают английский язык в школах и высших учебных заведениях не только Беларуси, но и за ее пределами. Поэтому сегодня с уверенностью могу заявить, что желание изменить отношение к своему предмету и привить любовь к нему, я полностью осуществила!
В школе Галина Ивановна обрела много товарищей, но самым важным в жизни человеком, чьей дружбой она так дорожит, стала преподавательница белорусского языка Лидия Кузьминична Ермик.
—Мы подружились с Лидией Кузьминичной, когда получили классное руководство в параллельных классах. И с тех пор она стала для меня родным человеком, лучшей подругой и поддержкой во всех начинаниях и трудностях. Она всегда была рядом со мной, от души радовалась и переживала за меня. В любое время суток я могла обратиться к ней за помощью. Такие люди редко попадаются в жизни, и я поистине благодарна судьбе за встречу с этой удивительной и доброй женщиной, — говорит Галина Ивановна. — Спасибо хочется сказать Нине Петровне Михальченко, бывшему завучу школы. Я благодарна ей за ее чуткость, внимание и заботу. Когда мне было сложно передвигаться даже по собственной квартире, Нина Петровна приходила ко мне, чтобы поднять на ноги: она вселяла в меня уверенность, что я могу ходить, выводила на улицу, на прогулки, помогала добираться до школы — заставляла жить, — вспоминает учительница.
А в 1986 году Галина Ивановна отметила свое 55-летие, но, зная, что рядом надежная опора и поддержка, согласилась преподавать в школе английский, будучи на пенсии.
—Я не могла даже представить, что мой предмет могут снова забросить. К тому же мне интересно работать с детьми, от их улыбок на душе становится легко, и все хвори словно рукой снимает, — с такими мыслями Галина Ивановна оставалась в школьных стенах еще 18 лет, а в 2004 году прозвенел ее выпускной звонок, и она отправилась на заслуженный отдых.
—Я могу сказать, что моя жизнь, как человека и как учителя, удалась. У меня замечательные дети. Сын Владимир окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации, сейчас живет в Риге, работает в аэропорту инженером-механиком. Дочь Наталья пошла по моим стопам: живет в Петербурге и работает преподавателем немецкого и английского языков. У меня трое внуков, две правнучки. Дети не живут со мной, но в гости приезжают часто. Да и ученики меня не забывают, по приезду всегда забегут на чашечку кофе, — рассказывает Галина Ивановна, проводя экскурсию по своей квартире.
Показывает сувениры от своих выпускников, называя страны, из которых они были привезены. А на стене, между тем, в аккуратной рамочке красуется подарок от одного из учеников — сертификат с надписью «THE BEST TEАCHER» — «Лучшему учителю»! И в том, что обладатель этого сертификата поистине педагог от Бога нет никаких сомнений: Учитель, перед именем которого мы преклоняем голову покорно…
Анна КАТИКОВА
УЧИТЕЛЬ
Это профессия и должность в системе начального и среднего общего образования. Включает обучение учащихся по различным предметам в начальных классах и с учетом специфики преподаваемого предмета в старших классах. Также в обязанности учителя входит поддержание дисциплины и организованности учащихся.
Профессию учителя называют вечной. Являясь одной из древнейших, она остается востребованной по сей день. Как и все на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Сегодня рамки профессии расширены. Учителя, преподаватели передают нам знания в вузах, на разных курсах, даже — на занятиях по йоге и танцам.
История профессии
Педагогика в переводе с греческого означает «детовождение», то есть воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры. Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках примерно за 2500 лет до н.э. Большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и многие другие.
Общая характеристика профессии
Учитель осуществляет обучение детей одной либо разных возрастных групп в соответствии со своей компетенцией. Он составляет планы проведения уроков, проводит классные и внеклассные занятия, осуществляет опрос и оценку знаний учащихся, контроль за успеваемостью и поведением школьников, решает конфликтные ситуации.
Особенности профессии
Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Он руководит учебной, трудовой и общественной деятельностью, несет ответственность за здоровье и жизнь учащихся.
Профессионально важные качества
Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования: универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Учитель должен любить детей и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания. Успех деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении. Таким образом, наблюдательность, распределение и переключение внимания являются профессионально важными качествами учителя. Также педагогика требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важна в профессии речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.
Сфера деятельности
•частные и государственные школы;
•детские сады, центры развития ребенка;
•подготовительные курсы для школьников;
•репетиторская деятельность и др.
Медицинские противопоказания
Хронические заболевания любых органов и систем, заболевания нервной системы, психические заболевания, снижение слуха (учитывается степень), дефекты зрения (учитывается степень), инфекционные кожные заболевания, туберкулез.
Профессиональная подготовка
Высшие учебные заведения (по Республике Беларусь):
–Белорусский государственный университет;
–Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка;
–Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина;
–Витебский государственный университет имени П.М. Машерова;
–Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины;
–Гродненский государственный университет имени Я. Купалы;
–Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова;
–Барановичский государственный университет.
Средние специальные учебные заведения (Витебская область):
–Витебский государственный индустриально-педагогиче-ский колледж;
–Оршанский колледж УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»;
–Полоцкий колледж УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова».
Дарья МЕДВЕДЕВА,
психолог Республиканского центра профориентации молодежи
Давно (года три) не был в Осинторфе. Жаль! Никого из родных там не осталось. Даже могилы родителей навестить трудно — относительно далеко. Рад увидеть в Интернете своего классного руководителя и Учителя жизни — Галину Ивановну Филипчик. Я часто вспоминаю ее высказывания на ту или иную тему. Желаю ей крепкого здоровья, ее детям и внукам, счастья. Буду дома — обязательно навещу. Я уже (иногда думаю — к сожалению)- уже не тот: «присоединяюсь к мнению предыдущего выступающего». Всего Вам, Галина Ивановна, самого наилучшего!!!
Рейтинг комментария:00