Юные антифашисты Дубровенщины

8 февраля в Беларуси отмечается День памяти юного героя-антифашиста. В эту дату в нашей стране вспоминают советских мальчишек и девчонок, которые плечом к плечу со взрослыми отстаивали свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной. С 1941 по 1944 год на территории Беларуси с немецко-фашистскими оккупантами сражались около 25 тысяч детей и подростков в возрасте 10-16 лет. Они сражались рядом со старшими — отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Их «взрослое» детство было наполнено самыми страшными испытаниями, что в это трудно было бы поверить.
В книге «Память.Толочинский район» есть сведения о 15-летнем Викторе Милютине, партизане-подрывнике. Он родился на Дубровенщине, в деревне Бурая. Когда началась война, вместе с семьей пытался уйти на восток, однако на Смоленщине их настигли фашисты и семья Милютиных вынуждена была вернуться назад, но не в родную деревню, а в Славное Толочинского района. В конце лета 1942 года за то, что партизаны разгромили станцию Славное, фашисты обрушили всю злобу на мирное население, которое, спасаясь, уходило в лес. Так Витя стал партизаном. Не раз он ходил с заданиями до самой Орши. В одном из боев был ранен в ногу, но отказался от эвакуации на большую землю. Летом 1943 года парня схватили гитлеровцы и отправили, как и многих других юношей и девушек, в Германию. Но Виктор сбежал и вернулся в отряд, которым командовал И.Г.Ильин.
20 июня 1944 года Виктор Милютин во время операции на железной дороге погиб смертью храбрых. Из даты понятно, что речь о той самой рельсовой войне, которая помогла успешной реализации операции «Багратион».
Судьба еще одной юной дубровенки-партизанки была более счастливой, но не менее трагической. В 1989 году она сама рассказывает о ней на станицах газеты «Дняпрoўская праўда».
Уроженку Осинторфа Лидию Капустину воины партизанского Смоленского полка особого назначения под командованием Ивана Садчикова называли мышонком. Ее старший брат Семен, который до войны успел закончить 9 классов, с сентября 1941 года был разведчиком в этом полку, а с 1942 года связной стала и 14-летняя Лидия. Она работала в лагере для военнопленных на станции Красное, где установила и поддерживала связь с лагерным подпольем. Им руководил кандидат медицинских наук Николай Алексеевич Яблоков, которого так и звали «профессор». Она передавала военнопленным копии сводок информбюро, партизанские листовки, сведения по координации подготовки побега заключенных. Эти сведения Н.А. Яблоков зашивал в тапочки девочки. Когда все было готово, партизаны подстраховали военнопленных, и группа без жертв перешла в партизанский отряд. После удавшегося побега фашисты утроили контроль, но отважная девочка продолжала выполнять поручения партизан и военнопленных.
23 сентября 1943 года ее и еще двух человек, переноси¬вших листовки, схватили фашисты. После жестоких допросов повели на расстрел. От смерти их спасли разведчики-танкисты, которые, увидев, к чему идет дело, завязали бой и отбили пленников. Девочка была в перестрелке ранена, но осталась живой. После освобождения Смоленщины работала на трудовом фронте: рыли окопы на передовой где-то около Рыленок и под Осинторфом, строили ложные аэродромы, даже под огнем противника подносили патроны и снаряды. Когда фронт двинулся на запад, работала в сельском хозяйстве, помогала растить хлеб: все для фронта, все для Победы!
После войны жила в Минске.
«Мое поколение сделало для Победы все…Я хочу, чтобы теперешние пионеры и комсомольцы на своих собраниях и слетах вспоминали о своих ровесниках 30-х и начала 40-х лет, которые учились в школах, а потом встали на защиту Родины. Для современных пионеров и комсомольцев — это пример, который не потеряет своего значения в веках», — такими словами завершает свой рассказ Лидия Сафонова (Капустина) в 1989 году.
Подготовила Елена КОРСАКОВА.
На снимке 1944 года Лидия Капустина ( слева).