Что делать, если товар ненадлежащего качества
Каждый из нас неизбежно выступает участником правоотношений в сфере потребления: мы покупаем товары, заказываем выполнение различного рода работ или оказание услуг. К сожалению, ожидания потребителей не всегда оправдываются. Однако далеко не каждый пытается защитить свои права. Вместе с тем на защите прав и законных интересов потребителя стоит государство и закон. Основным законодательным актом в сфере защиты прав потребителей является Закон от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей», который распространяет свое действие, в частности, на отношения, возникающие из договоров розничной купли-продажи.
Прокомментировать его основные положения мы попросили главного специалиста отдела экономики Дубровенского райисполкома Нину ГОНЧАРОВУ.
—В случае реализации товара ненадлежащего качества, что вправе потребовать покупатель?
—Во-певых, потребитель может потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; во-вторых, соразмерного уменьшения покупной цены товара; в-третьих, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или же возмещения расходов по устранению недостатков товара.
Также потребитель вправе потребовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара в случае обнаружения его существенных недостатков.
В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки (пищевые продукты, товары бытовой химии и др.), потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.
Кроме того, вместо предъявления указанных выше требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
—Какие документы должны быть у потребителя, чтобы подтвердить факт приобретения товара?
—Потребителю важно знать, что отсутствие у него документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения факта приобретения товара могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца, а также документы и другие средства, указывающие на приобретение товара у данного продавца.
—Скажите, обязан ли продавец провести экспертизу товара?
—Закон «О защите прав потребителей» закрепил за продавцом обязанность провести экспертизу товара за свой счет при возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения. Если же в результате экспертизы будет установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель будет обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.
В случае, когда потребителю не удалось достичь устной договоренности с продавцом по спорным вопросам, он может обозначить свои требования в письменной претензии. Если и после предъявления претензии достигнуть договоренности не удается, то следующим этапом будет обращение в суд.
—Спасибо, Нина Михайловна, за компетентные ответы. Надеемся, что они помогут дубровенским потребителям защитить свои права.
Светлана ШУРПАКОВА.