Елена Кахновская: «Учительство — это призвание, это само­отдача!»

Наша жизнь — это череда закономерностей и случайностей. Замечательно, когда они складываются в предопределение, которое помогает человеку понять и постичь себя, найти в жизни такое место, где можно полностью раскрыть себя, стать профессионалом в определенной области, реализоваться как личность. О счастливом случае и роли  педагога в жизни ученика мы разговариваем с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Дубровенской детской школы искусств имени Фарида Яруллина  Еленой Кахновской,  портрет которой по итогам работы в 2021 году занесен на районную Доску почета.

—Елена Ананьевна, как Вы решили стать музыкантом?

— Я мечтала стать учителем с раннего детства. А со специальностью определилось, когда мне было лет 12-13, тогда я была в третьем классе музыкальной школы. Тогдашний ее директор Владимир Емельянович Волох, очень внимательно следил за успехами учеников. Если замечал способности — начиналась целенаправленная работа по профориентации и поступлению в музучилище. Так произошло и со мной, — рассказывает Елена Кахновская и признается: — Хотя в начале меня даже не зачислили в школу  — я поступала на класс баяна. Но пришла новая учительница и предложила учиться по классу цимбал. В то время я даже не представляла, как выглядит этот инструмент, но я была счастлива, что все-таки буду учиться в музыкальной школе!

—Трудно ли было совмещать общеобразовательную и музыкальную школы, нужно ли было Вас заставлять учиться?

— Нет, в детстве меня никто не заставлял учиться. Родители  к музыке никакого отношения не имели, хотя мой прадед по отцовской линии сам делал скрипки, играл на них.  Может, его гены проснулись во мне. Мой педагог Надежда Петровна Красновская буквально с первых занятий влюбила в цимбалы, в их звучание, в тембр. Интереснейшие занятия были по музлитературе, которые  вел Владимир Емельянович. А Надежда Артемовна Волох заложила такие основы по сольфеджио, что даже в музучилище все шло легко и просто.  Кстати, многие из профессиональных приемов своих педагогов я использую в своей работе. Стараюсь быть внимательна к потребностям и склонностям ребенка, делать занимательным однообразное и вселять веру в свои силы при постижении сложного.

— Говорить в наши дни об искусстве, чтобы увлечь, непросто. Как удается Вам наладить такой диалог со своими учениками?

—Уроки искусства должны быть уроками жизни. Каждая встреча с искусством как встреча с новым человеком. Свою роль оцениваю как роль посредника в диалоге между ребенком и автором. Понять же произведение искусства, значит соприкоснуться с душой автора, настроиться на его «волну», проследить за его внутренними порывами, переживаниями, эмоциями. После такого «разговора» в душе ребенка происходит новое духовное приобретение, он «впитывает» в себя опыт мудрых, взрослеет и становится богаче. Его душа начинает отзываться на большую гамму эмоций.

Я стараюсь, чтобы каждая встреча ребенка с музыкой на моих уроках  оставляла яркий неизгладимый след, была запоминающейся, несла мощный эмоциональный заряд, была красочной, доброй, волнующей, правдивой. Я убеждена, что скука нетерпима как в жизни, так и в любом виде деятельности, и тем более на уроке искусства, который должен отличаться яркостью, неповторимостью и своеобразием. Считаю, что с уроков музыки ученик должен уходить, не усвоив что-то, а задумавшись о чем-то.

—Вы отдали любимому делу почти три десятка лет. А что за эти годы работа дала Вам?

—Любая работа приносит свои плоды. Важно понимать, что вы ждете от профессии. Если вас интересует только материальная сторона, то работа учителя не для вас. Важнее то, что приобретается и остается навсегда глубоко в сердце. Учительство — это призвание, это само­отдача! Чем больше отдашь себя, тем больше ты получишь.

Ежегодно с волнением и радостью педагоги прощаются со своими учениками, дав им в дорогу частичку своей души, подарив частичку своего сердца, любовь и доброту, человечность и терпимость. Искорки добра, красоты, ростки настоящих человеческих чувств, посеянных в детских душах, светящиеся глаза учеников  — единственное, ничем не измеренное и ни с чем не сравнимое вознаграждение за учительский труд, — с уверенностью отметила Елена Кахновская.

Любую профессию освоить совсем не трудно, когда есть желание. Сложнее утвердиться в профессии, понять, что это твое предназначение, твой путь. У Елены Кахновской это получилось, а теперь она помогает в этом своим воспитанникам.

Елена КОРСАКОВА