Почему Наполеон не разорил Дубровно
Отступление войск Наполеона
Проходят годы, столетия. События далеких лет не вызывают у нас таких душевных переживаний, какие имеют место от произошедших в недалеком прошлом или в настоящем.
«История ничему не учит», — говорят некоторые в состоянии душевного порыва и приводят конкретные примеры. К сожалению, в ряде случаев им трудно возразить.
Тем не менее, историю надо знать, чтобы извлекать уроки, накапливать опыт, не повторять ошибок.
Наглядным примером этому являются события двухсотлетней давности, страницы истории французско-русской войны 1812 года. Победа в ней стала возможной благодаря тому, что война переросла в Отечественную. Враг нигде не знал покоя, ни на передовой, ни в тылу.
Переступившая границу Российской империи 400-тысячная французская армия во главе с блестящим полководцем Наполеоном І, через четыре месяца боев в России отступала обескровленной, изнуренной голодом и холодом, деморализованной.
17 ноября (по новому стилю) Наполеон прибыл к местечку Ляды Бабиновичского уезда Могилевской губернии. Уже стало преданием, как войска Наполеона спускались по обледеневшему склону к реке Мерея: скатывались, словно с горки, обозы, артиллерия, люди, лошади, раня и калеча друг друга.
В Лядах, как вспоминал генерал Арман де Коленкур, нашли кое-какое продовольствие; по дворам разгуливали куры и утки; все были удивлены, так как со времени перехода через Неман не видели ничего подобного. Для людей, привыкших после выхода из Москвы находить только необитаемые места, опустевшие дома и трупы вместо живых, было большим событием увидеть дома, в которых есть жители и можно найти (в смысле «отнять» — А.Г.) что-нибудь на ужин…
Узнав, что много российских войск еще вчера прошло к Горкам, император предположил, что Кутузов хочет опередить его и направился в Дубровно. Там он остановился на ночлег в доме вдовствующей княгини Марии Львовны Любомирской, урожденной Нарышкиной. Утром (19 ноября) княгиня явилась в зал, посредине которого стоял стол, где завтракал Наполеон с несколькими генералами. Подали кофе, пригласили хозяйку занять место возле императора, который обратился к ней со словами: «Ваша фамилия Нарышкиных мне хорошо известна: она близка к трону и я очень рад знакомству с Вами». Ободренная этими словами, Мария Львовна осмелилась умолять Наполеона «дабы при настоящей рейтираде не предали грабительству м.Дубровно и не делали бы насилий, случающихся в военное время и не лишали бы своего покровительства племянника ея, генерала Нарышкина, взятого в плен».
Трудно сказать, давал ли обещание Наполеон выполнить просьбу владелицы имения. Скорее всего ему было не до этого: 17 ноября под Красным его войска потеряли до 10 тысяч убитыми, от 19 до 30 тысяч пленными, 209 (266) орудий и 6 полковых знамен.
20 ноября М.И.Кутузов вместе со своим штабом прибыл в село Ланенка, где в течение суток принимал донесения, давал распоряжения, руководил наступающей армией, обдумывал дальнейшие действия.
А Наполеон терял управление своими войсками. В Дубровно он получает известия о взятии русскими Витебска, проигранных сражениях под Чашниками и Смольянцами, о движении Дунайской армии адмирала В.П. Чичагова к Минску. Новости были нерадостными.
Наполеон поспешил отвести войска в сторону Орши, где под защитой Днепра разбитая армия могла получить временную передышку.
Позорное бегство Наполеона и его войск продолжалось, оставляя кровавый след. То, что не было разрушено французами при наступлении, разрушалось и грабилось теперь. «Проедешь Оршу, Дубровно, Борисов, Минск и ничего не увидишь, кроме бедности в народе и повсеместного разрушения — неминуемого итога войны, — выкликнул Федор Глинка, — … руины домов и разоренные французами деревни, — вот что предстоит глазам нашим». Недаром в народной памяти 1812 год надолго оставался под названием «разорённого года».
Кого не научила история этой войны, так это Гитлера, тоже мечтавшего о мировом господстве и повторившего путь кровавого Наполеона.
Мы не знаем имен наших земляков, бывших свидетелями войны 1812 года и принимавших в ней участие, погибших и искалеченных, перенесших тяготы и лишения. Но вклад их в победу очевиден и не забыт потомками.
Алексей ГАВРУТИКОВ.
Фото Елены КОРСАКОВОЙ
и Светланы ШУРПАКОВОЙ.
Интересная информация!Спасибо!Про Ланенку вообще не слышал=)
Рейтинг комментария:00
Да, прочитав статью, стало понятно, что пора бы восстановить у себя некоторые пробелы в истории!
Рейтинг комментария:00