Девочка из 45-го

1945-й — победный, радостный и тяжелый год. Еще где-то гремят бои, а в Беларуси идет активное восстановление хозяйства. Жизнь продолжается и берет свое. Даже в то непростое время создавались семьи, рождались дети. Сегодня мы начинаем вас знакомить с теми, кто по праву считается ровесником Победы.

Надежда Павлюченко живет в деревне Голяши на Центральной улице 37 лет. Немногочисленные жители хорошо знакомы с Надеждой Ивановной, неслучайно она выбрана старейшиной. Добрая слава о ней идет по всему Пироговскому сельсовету. Здесь Надежда Павлюченко работала в хозяйстве, встретила мужа, здесь прошли ее юность и детство.

Родилась Надежда Ивановна в феврале 1945-го года в д.Копти. В послевоенное время жизнь складывалась непросто. Семья маленькой Надежды вернулась в разоренный дом. Отец пришел с фронта с тяжелой болезнью и в 1952-м году скончался. Мать получила травму во время полевых работ и осталась инвалидом. На руках у нее было трое детей.

—Я помню нашу хатку, построенную наспех, — рассказывает Надежда Ивановна. — Пола в ней не было, а по всему потолку зимой белел иней. Мы спали все вместе одетые и обутые. Мама каждый день уходила в Дубровно, а мы оставались одни. Сестре было три года, когда отец умер, а брату только девять месяцев, присматривать за ними было некому, приходилось самой нянчиться.

Питались скудно, денег мать приносила немного. Надежда Ивановна вспоминала, как по осени бегала на колхозное поле и собирала мерзлую картошку, так называемые плюшки. Чем-то помогали соседи.

—Рядом с нашей хаткой была начальная школа, учительствовал там Велейшиков Петр Иванович, вот он и его родители очень меня жалели. И кормили, и даже оставляли на ночь. Дедушка Иван со мной занимался, заставлял уроки делать. Жили они при школе, поэтому я каждую свободную минутку к ним бегала.

Надежде Павлюченко тяжело вспоминать те годы. Дет­ских забав и игр она почти не знала. Помнит, как к ним приходили знакомые, председатель колхоза, староста, уговаривали мать отдать их с сестрой и братом в детский дом.

—Я хоть и малая была, но все понимала. Тоже подходила к маме, говорила, что хочу в детский дом, но она не соглашалась, — призналась Надежда Ивановна.

Повзрослев, Надежда Павлюченко начала ходить в среднюю школу в Пироги. Она окончила семь классов, когда мать подыскала ей работу.

—В округе все знали, что я смотрела брата с сестрой, — объяснила Надежда Ивановна, — и вот повадилась одна женщина из Осиновки, она работала на железной дороге, просить меня в няньки. Мама и согласилась. Говорила, что это на время каникул, что можно будет денег заработать. Я и пошла нянькой.

В то лето Надежда Павлюченко впервые оказалась наедине со взрослой жизнью. Ее привезли в Толочин­ский район, в чужой дом к незнакомым людям.

—Я жила в родительском доме той женщины, ходила за двумя ее сыновьями. Кроме того, убирала, стирала, готовила еду. Я так ждала осени, чтобы уехать домой, но за мной не приезжали. Я уже и слез не прятала, да только ничего сделать не могла, — рассказала Надежда Ивановна.

Домой ей удалось вернуться только к ноябрю, о день­гах за работу и речи не шло. В выпускной класс в тот год Надежда Ивановна так и не пошла.

—К нам пришла другая женщина и тоже предложила смотреть за ее дочкой Светой. Я согласилась, деваться было некуда, — признается Надежда Павлюченко. — В этом доме было хорошо, ко мне и относились по-доброму, и девочка слушалась, не капризничала.

Случилось в тот год и радостное событие: колхоз решил помочь семье Надежды Павлюченко и купил в Голяшах небольшой дом — прежние хозяева отправились на целину. Оставив работу няньки, Надежда Ивановна вернулась уже на новое место, а на будущий год она окончила школу.

—Нужно было искать настоящую работу, и тогда я пошла на ферму дояркой. Мне было шестнадцать лет, — рассказала Надежда Ивановна. — Коров у нас дома не было, обращаться с ними я не умела, но довольно быстро научилась. В хозяйстве мне нравилось, относились ко мне хорошо, поддерживали.

Были в жизни Надежды Павлюченко и судьбоносные повороты. Так, обратившись однажды к односельчанке за помощью, сама того не ожидая Надежда Ивановна познакомилась с будущей свекровью.

—Я ей так понравилась, что она при каждой встрече расхваливала сына, и ему обо мне написала — сам он тогда служил в армии, — поделилась воспоминаниями Надежда Ивановна. — Мы стали переписываться, а когда он вернулся, поженились. Мне тогда было 18 лет.

Первое время молодая семья пыталась устроиться в Барани, потом перебрались в Пироги, но затем вернулись в Голяши — жить вдали от родного дома и земли было непросто. Работала Надежда Ивановна и на ферме, и молокосборщиком, отвечала за мельницу, и была бригадиром в хозяйстве. Относились к ней всегда с почтением и уважали за трудолюбие. Одно время Надежду Ивановну выбирали депутатом.

Сейчас она живет одна. Дочери переехали в Витебск и Москву, есть внучки, а на 75-й день рождения, когда вся семья вновь собралась в родительском доме, Надежда Ивановна познакомилась с правнуком.

—Детство вспоминаю нечасто, — призналась Надежда Ивановна, — но жизнь складывалась по-разному, много хорошего тоже было. Сейчас для меня главное — мои близкие. Пусть мы не живем вместе, но они каждый день звонят, часто приезжают. В такие моменты уже не вспоминаешь о плохом, а радуешься сегодняшнему мирному дню.

Яна ГУРСКАЯ.

На снимке: Надежда Павлюченко накануне свадьбы