Старейшина Лилия Крючкова решает проблемы односельчан эффективно

Дубровно, Осинторф, старейшина, Крючкова, 11 поселок, люди, проблемы, решения, власть

Горожанка на селе

Лилия Викторовна Крючкова живет в Осинторфе на 11-м поселке 13 лет. В прошлом человек городской: родилась в Орше, до переезда в Осинторф местом ее прописки был город Барань. Однако за последние 13 лет она настолько освоилась в сельской местности, обзавелась хозяйством, «срослась» с местным населением, что коренные жители поселка признали ее своей. Более того, несколько лет назад назначили ее старейшиной 11 поселка. А в нынешнем году портрет старейшины Лилии Крючковой занесен на районную Доску Почета.

Спрашивается, за какие заслуги такая честь? Представление и характеристику для занесения Лилии Крючковой на районную Доску Почета готовили в сельисполкоме, потому что эта женщина всегда занимает активную жизненную позицию в решении вопросов жизнеобеспечения односельчан, старается помочь людям. Вот и при встрече со мной Лилия Викторовна, не говоря ни слова о себе, стала сразу определять те вопросы, которые ей, как старейшине, хотелось бы решить.

В пустеющем посёлке

—Наш одиннадцатый поселок, — говорила она, — совсем немноголюдный. К сожалению, много в нем пустующих домов. Когда мы тут с мужем обосновывались (купили дом) в конце 90-х годов, за нашим поселком паслось три стада коров, сейчас на всей нашей улице 2 коровы. К сожалению, вымирает наш поселок, все меньше становится людей и в других поселках. Уезжает из Осинторфа молодежь — и это плохо.
И тут же называет основные причины того, почему не задерживаются здесь молодые люди: работы нет, соцкультбыт тоже «хромает». С грустью Лилия Викторовна приводит факты. В далеком прошлом была в Осинторфе столовая. Здание ее давно в запустении. А так хотелось бы, чтобы хоть в центральном поселке было небольшое кафе, куда б можно было привести внуков и угостить мороженым и пирожным.

—Клуба стоящего тоже у нас нет, — вздыхает старейшина, — обещали возродить Дом культуры, но пока это только планы. Была когда-то в Осинторфе своя пилорама. И ее нет, оборудование растянули и все молчат. Вроде и кадры для работы на ней нашлись бы: есть несколько человек, у них и опыт, и навыки, и образование позволяют этим делом заниматься, но увы, вынуждены они искать работу в России.

Самые многочисленные в Осинторфе трудовые коллективы, где применяется рабочая сила, — лесничество, участок жилищно-коммунального хозяйства, филиал БелГРЭС РУП «Витебскэнерго». Однако они не в силах обеспечить всех желающих работой, да и не всем здоровье позволяет, например, заниматься тяжелым трудом лесоруба. Да и работа эта мужская, а что, скажем, делать женщинам, молодым девушкам? Вот и уезжают они из родных мест. А где нет молодежи — нет и перспективы развития, — вздыхает моя собеседница.

Ох, уж эти проблемы!

В 11 поселке, например, она и ее муж Юрий Михайлович Крючков самые «молодые» жители, хотя и они уже пенсионеры. Само собой, они заботятся о тех, кто рядом и старше их. Жителей поселка Лилия Викторовна называет по имени «тетя Оля», «тетя Валя» и т.д. Эти одинокие бабушки, как и многие другие, через нее держат связь с сельисполкомом, она доводит до их сведения всю информацию, которую получает на сессиях в исполкоме.

Вот и недавно оповестила всех о том, что с наступлением зимы расчисткой дорог в поселке будет заниматься коммунальная служба, всем сообщила номер телефона диспетчерской.

—Пусть люди знают, а я буду контролировать, чтобы трактор со снегоочистителем не только по основной улице прошел, но и в переулки заезжал, — как само собой разумеющееся говорит Лилия Викторовна. Помощь в работе старейшине оказывает «тетя Оля» — Ольга Алексеевна Либаркова, в недалеком прошлом старейшина поселка. У нее Лилия Викторовна приняла «эстафету» и ей первой сообщает все новости из сельисполкома. А «тетя Оля» передает их своим подругам, кому устно, кому — по телефону.

— Деревенское «радио» работает очень хорошо, — улыбается Лилия Викторовна и продолжает:

—С председателем сельисполкома Сергеем Николаевичем Шарандо легко работать. Сергей Николаевич — уроженец Осинторфа, здесь проживают его родители, он старается решать многие наши вопросы в компетенции своих служебных полномочий, а я собираю все пожелания поселковцев и вместе со всеми радуюсь, когда удается что-то решить. Раньше дрова мы могли получить только через гортоп. Представляете, какой абсурд: имея свое лесничество, обращайся в гортоп: туда из Осинторфа поступает топливо, а потом доставляется к нам. Подняли этот вопрос, я собрала по поселку все заявки, представили в сельисполком. И добились своего: теперь дрова можно выписать в Осинторфском лесничестве.

—Просьбы у наших людей простые, решение их вопросов не требует больших затрат, нужно только простое человеческое внимание и понимание, — вздыхает старейшина и продолжает, — вот привезли недавно 80-летней бабушке машину еловых дров. Сами знаете, при горении они трещат и «стреляют», за их использованием зоркий глаз нужен, а не старческий, так и до беды недалеко. Смотрю за этим, прошу привозить старым людям дрова лиственных пород. Кажется мелочь, но, согласитесь, вся наша жизнь состоит из таких мелочей.

Не знаю, в какие двери нужно стучать, чтобы улучшить медобслуживание нашего населения. На сегодня в Осинторфской больнице нет постоянно работающего врача: два раза в неделю приезжает и ведет прием больных врач из Дубровно. Приезжает всегда с опозданием, люди, пришедшие на прием, ждут, волнуются и час, и два, и три. Это те, кто может дойти сам. А кто не может по причине своего преклонного возраста, как им быть, им тоже нужны осмотр врача, его профессиональное заключение и консультация, посещение на дому?.. То же самое со стоматологическим обслуживанием. Мы, кто моложе, ездим лечить зубы в Оршу или Дубровно. А как быть остальным? Приспосабливаться? Надо как-то по-людски решать эти вопросы, а не для галочки. Надо, чтобы в Осинторфе были свои врачи, и стоматолог, чтобы они жили у нас постоянно, а не наездами наведывались.

Имеет свою точку зрения старейшина Лилия Крючкова и на торговое обслуживание населения поселка. По ее словам, на 11 поселок два раза в неделю приезжает автолавка. Надо отметить работу продавца и водителя, которые, учитывая возрастные особенности покупателей, подъезжают практически к каждому дому и там их обслуживают. Хуже то, что не всегда в ассортименте предлагаемых товаров находится то, что нужно людям. Например, в период заготовки березового сока спросом пользовалась лимонная кислота, которая, по словам продавцов, даже на базе отсутствовала.

—Сейчас люди начинают свежевать кабанчиков, — говорит старейшина. — Всем нужна крупная соль. Нам предлагают только йодированную, которая не годится для засолки. Вот такие вопросы нередко ставят передо мной люди, кто в устной форме при встрече, кто по телефону, а я их “двигаю” дальше, до полного разрешения.

Или такой вопрос, как побрить или постричь старого человека. По единичному вызову парикмахер из Дубровно к нам не приедет, выручает мой муж Юрий Михайлович. Позовут, попросят оказать услугу — никогда не откажет, потому что уважает чужую старость.

Беспокоит старейшину 11 поселка Осинторфа вопрос с благоустройством заброшенных усадеб, где еще совсем недавно кипела жизнь, а сейчас — тишина и запустение. К сожалению, таких усадеб везде много и у сельисполкома нет возможности и средств сразу и везде навести порядок. А люди переживают, поскольку в летнее время или ранней весной не исключено возгорание сорной растительности, которая может привести к большой беде.

Вот и просит старейшина людей, предупреждает, чтобы были бдительны и осторожны с огнем.

Появится на улице собака без ошейника — сделает замечание хозяину. Возможно, не все эти замечания людям нравятся, но, как говорится, береженого и Бог бережет.

Такая вот неспокойная общественная миссия у старейшины: видеть недостатки, обращать на них внимание общественности и помогать их устранять.

Главное в жизни

Лилия Викторовна привыкла быть среди людей с детства. Дочь военного летчика, прошедшего всю войну, много поколесила по свету, закончила Витебский технологический институт легкой промышленности, отработала в системе профтехобразования, вела уроки трудового обучения в Осинторфской средней школе. И вот сейчас, находясь на пенсии, по-прежнему занимает активную жизненную позицию. О тех людях, кто принял ее и признал своей, говорит так:

—Население Осинторфа — люди мудрые, думающие, хозяйственные. С ними непросто ладить, но поладив, легко жить. Поражает их отзывчивость, доброжелательность. Хочется помочь тем, кто слабее, утешить в горе, порадоваться успехам. Не всем дано в старости жить в семье. Одинокому надо помочь преодолеть тяготы одиночества. Буду стараться, коль доверена мне такая ответственная миссия.

Лидия ЧЕПЕЛОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *