В Беларуси в январе 2012 года вступил в силу новый Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц»

Дубровно, Дубровенский район, Беларусь, закон, 2012 год, 22 января, об обращении граждан и юридических лиц, власть, люди, помощь, юрист, бумага, ответ, новинки

22 января вступил в силу Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». Правовые нормы в этой сфере теперь урегулированы комплексно и системно, сняты многие проблемные вопросы. О том, какие нововведения содержатся в законе, мы попросили рассказать заведующую сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц Дубровенского райисполкома Наталью Владимировну БАЗУК.

—Одно из нововведений закона — закрепление права заявителя отозвать свое обращение в любое время до рассмотрения по существу. Уточнен порядок действий при поступлении обращения, содержащего вопросы, не относящиеся к компетенции госоргана или организации, рассмотрения повторных обращений. Законом усовершенствован порядок обжалования ответа. То есть обращению в суд должно предшествовать обжалование в вышестоящую организацию. Еще одним новшеством в законе стало предоставление права по решению руководителя госоргана, организации во время проведения личного приема использовать аудио- и видеозапись, кино- и видеосъемку, что позволит защитить права граждан и интересы государственных органов одновременно. А вот ответы на обращение теперь будут направляться на том языке, на котором поступило обращение.

—Наталья Владимировна, имеет ли право гражданин обратиться в госорганы от имени своего родственника, друга? И какие обращения могут остаться без ответа?

—Новым законом введен запрет на обращение от имени другого лица, если на руках нет юридически закрепленного поручительства или решения суда о признании недееспособности. Отдельно регламентированы основания для оставления обращений без рассмотрения. Если обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе, если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг; заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, или оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые имеющие значение обстоятельства, госорганы вправе его не рассматривать и прекратить переписку.

—Объясните, пожалуйста, какие обращения считаются рассмотренными по существу, изменились ли требования к письменным ответам на обращения?

Дубровно,—Письменное обращение считается рассмотренным по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы.

Письменные ответы могут не направляться заявителям, если для решения изложенных в обращениях вопросов совершены определенные действия (выполнены работы, оказаны услуги) в присутствии заявителей. Результаты рассмотрения указанных обращений по существу оформляются посредством совершения заявителями соответствующих записей на обращениях либо в книге замечаний и предложений, заверяемых подписями заявителей, или составления отдельного документа, подтверждающего совершение этих действий (выполнение работ, оказание услуг).

Устные обращения считаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и ответы объявлены заявителям в ходе личного приема, на котором изложены устные обращения.

При отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности, такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются.

—Наталья Владимировна, в законе установлена новая форма обращения граждан — электронная. Какие правила здесь будут действовать?

—Требования к содержанию электронного обращения аналогичны требованиям к письменному обращению. Необходимо будет указать свои данные (фамилию, имя, отчество, адрес проживания) и изложить суть проблемы. Вместо подписи необходимо указать адрес своей электронной почты.

Ответ придет на указанный электронный адрес, а если мы хотим получить письменный ответ — необходимо об этом написать при обращении.

Кстати, электронные обращения обязаны рассматривать только государственные органы и организации. На организации с частной формой собственности это требование закона не распространяется. И еще: если обращение (письменное или электронное) не будет содержать конкретных сведений о человеке, который обратился, оно будет считаться анонимным и рассматриваться не будет.

—Наталья Владимировна, ставит ли новый закон заслон перед так называемыми «профессиональными жалобщиками»?

—Да, к сожалению, встречаются случаи, когда обращения содержат ложную информацию, клевету или оскорбление. В результате чего тратится много времени и средств на их рассмотрение. Согласно новому закону с человека, обратившегося с искаженной информацией, в судебном порядке могут быть взысканы средства за рассмотрение его жалобы. Предусмотрена и ответственность за использование в заявлении клеветы или оскорбления.

—Скажите, Наталья Владимировна, много ли обращений граждан поступило в адрес Дубровенского райисполкома в прошлом году и какова их основная тематика?

—За 2011 год в Дубровенский районный исполнительный комитет поступило 381 обращение (425 в 2010 году).

Несмотря на сокращение в 2011 году количества обращений, по-прежнему высоким остается удельный вес обращений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (ремонт жилфонда, водоснабжение) — 29 процентов от общего количества обращений, поступивших в Дубровенский райисполком. По результатам рассмотрения обращений граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства признаны обоснованными каждое второе. Увеличилось в 2011 году количество обращений по вопросам обеспечения населения топливом, жилищного законодательства и занятости населения.

—Надеемся, что со вступлением в силу Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» конституционное право человека на обращение в госорганы и организации будет максимально защищено. А ответы на обращения будут обоснованными и мотивированными.

Светлана ШУРПАКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *