27 января — Международный день памяти жертв Холокоста

Эта дата имеет символическое значение. Именно 27 января 1945 года Красная армия освободила первый и самый большой гитлеровский концлагерь Аушвиц. Только здесь, в 70 километрах от Кракова, за годы войны были убиты более 1,4 миллиона человек, из которых 1,1 миллиона были евреями. На момент осво­бождения совет­скими солдатами в концлагере содержались три тысячи евреев. Людей этой национальности во время войны нацисты уничтожали повсеместно.

По переписи населения 1939 года в Дубровно проживало 2119 евреев, это  21,37 % жителей города.

16 июля 1941 года Дубровно был захвачен подразделениями вермахта. Оккупация продолжалась почти  3 года — до 26 июня 1944 года.

Совсем небольшая часть евреев, в том числе администрация и наиболее квалифицированные работники «Днепровской мануфактуры», успели эвакуироваться в тыл. Часть молодых мужчин была призвана в армию, другие оказались в местном народном ополчении. Тот факт, что расстояние до ближайшей железнодорожной станции Осиновка составляло 8 километров, также сыграл свою отрицательную роль — жители местечка не видели многочисленных беженцев, направляющихся на восток, и это не подтолкнуло людей к принятию решения покинуть дома, имущество и родных. Таким образом, в местечке осталось около 2000 евреев, не понимавших, какая опасность им угрожала.

Сразу после оккупации нацисты ввели для евреев ограничения в передвижении, запретив им после 6 часов вечера появляться на улице, покидать дома без особого разрешения. Обязали носить черные повязки с шестиконечной звездой.

В октябре 1941 года около 2000 евреев Дубровно было согнано в лагерь «Жилкоп», (т.е. жилищный кооператив — дома при фабрике), где применялись бесчеловечные методы притеснения.

«…Их согнали в двухэтажный дом бывшего райпотребсоюза и трехэтажный дом напротив. Сначала узников отправляли за территорию гетто для выполнения разных работ. Но остальным жителям Дубровно было запрещено даже здороваться с ними. За самое незначительное нарушение устано­вленных правил грозила неминуемая расправа. Одному из узников удалось спрятаться в доме около теперешнего универмага, но он был найден и расстрелян». (Алексей Гаврутиков. Трагическая судьба народа. «Дняпроўская праўда», 3 апреля 2004 г.)

Всякое непослушание наказывалось резиновыми палками. Были случаи избиения до полусмерти.

Из воспоминаний Золотар­ской Марфы Васильевны: «Ходила в комендатуру получать аусвайс и видела, как полицаи уложили на землю 10 евреев и избивали их палками».

Телесные истязания, чрезмерное изнурение физическим трудом не удовлетворяло озверелых извергов. Они изобретали все более бесчеловечные формы психологического давления и физического уничтожения людей.

6 декабря 1941 года за фабричным двором, рядом с еврейским кладбищем, в песчаном карьере, были расстреляны более 1500 евреев.

Золотарская Марфа Васильевна свидетельствовала: «На краю карьера были установлены два пулемета. Выводили семьями. Дети обнимали матерей и таким образом принимали смерть. Затем, независимо от того, живой или мертвый, сбрасывали в яму. В конце расстрела пригнали детей-дошколят, и один немец-садист брал детей и ударял об колено, ломая позвоночник. После расстрела земля колыхалась несколько дней».

В действиях фашистов не было ничего случайного. Массовые расстрелы проводились обычно в еврейские или советские праздники. В этом был изощренный садизм, который должен был действовать на психику узников, они должны были постоянно ощущать обреченность, бесполезность сопротивления.

Из воспоминаний Арутюновой Екатерины Ивановны: «У кого из евреев была хорошая одежда — раздевали. После расстреливали. Убитых и еще живых закапывали. Я тогда видела изуверский способ убийства, когда нескольких людей обливали горючей смесью и поджигали живьем. Дрибинский и его дочь бежали. Полицай, погнавшийся за ними, убил девочку. Отец откупился, дал ему золотую монету. Потом мой отец, Сахаров Иван, прятал его несколько дней, а потом он ушел в лес».

Очевидцы рассказывали, что «когда Арона Нирмана вели на расстрел, он смог затащить с собой в расстрельную яму палача. Неизвестно, немец это был или полицай. Нирман выскочил из шеренги и вцепился руками в шею палача. Более того, говорили, что он перегрыз ему горло и затащил в могилу».

После первого расстрела фашисты оставили в живых группу ремесленников: сапожников, портных, часовых дел мастеров, которые работали для нужд немецкой армии. Их насчитывалось около 300 человек. Они прожили до февраля 1942 года (по другим данным до 2 апреля 1942 г.)

Учитывая, что «кроме массовых расстрелов еще группами и поодиночке было расстреляно 185 человек», общее число убитых евреев в Дубровно, по данным «Справочника о местах принудительного содержания гражданского населения на окку­пированной территории Беларуси 1941-1944» составило 1985 человек. Эти данные очень приблизительны, поскольку позже, в рамках работы зондеркоманды под руководством Пауля Блобеля, которая пыталась скрыть следы массовых убийств, в Дубровно, как и во многих других местах, тела погибших были вырыты и сожжены.

Согласно «Энциклопедии Холокоста на территории СССР», в Дубровно погибли около 3000 евреев — жителей самого Дубровно и окружающих деревень.

Достоверно известно про удачный побег Дрибинского, братьев Дымшиц и Лапатухина.

Два человека, Реутовичи Степан и Ефимия, были удостоены почетного звания «Праведник народов мира» от израильского мемориального института «Яд Вашем» «в знак глубочайшей признательности за помощь, оказанную еврейскому народу в годы Второй мировой войны» — за спасение Гуменник (Каплан) Иды.

В память о тех страшных днях  узникам Дубровенского гетто в 1948 году установлен обелиск. На памятнике была безымянная табличка «Советским гражданам, погибшим от рук немецко-фашистских захватчиков в 1941-1942 годах». Поиском и установлением имен погибших начал заниматься Нирман Юрий Аркадь­евич, заместитель начальника военного научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге.

В 2010 году благодаря его усилиям было установлено и нанесено на плиты более 300 фамилий погибших евреев в городе Дубровно. Среди них и имена двух белорусов, расстрелянных вместе с остальными.

 Надежда ДУДАРЕВА,
 заведующий отделом библиотечного маркетинга и рекламы Дубровенской ЦРБ.