Красные знамёна над Берлином

75 лет назад, 2 мая 1945 г. во время Второй мировой войны советские войска овладели столицей Германии Берлином.

Взятие Берлина советскими войсками в 1945 году явилось завершающим событием Берлинской стратегической наступательной операции, в ходе которой советское командование планировало разгромить основные силы немецких групп армий «Висла» и «Центр», овладеть столицей гитлеровского Третьего рейха, выйти на р. Эльба и соединиться с наступавшими с запада союзниками СССР по антигитлеровской коалиции.

С самого начала войны Германии против СССР подавляющее большинство советских людей верило в то, что враг будет изгнан с родной земли, Красная армия возьмет Берлин и уничтожит фашизм. Уже с конца 1944 года, несмотря на то что часть Европы все еще оставалась под господством гитлеровского Третьего рейха, все фронтовые дорожные указатели отсчитывали, сколько километров оставалось до Берлина. «Добить фашистского зверя в его логове» — таково было общее мнение в СССР и пострадавшей от фашизма Европе.

Вермахтом был создан Берлинский оборонительный район, состоявший из трех оборонительных обводов — внешнего, внутреннего и собственно городского. Руководил обороной Берлина специально созданный для этого штаб, который привлек для оборонных работ в городе свыше 200 тыс. человек. На улицах города строились баррикады и бетонированные сооружения, устанавливались противотанковые заграждения, устраивались завалы, окна домов укреплялись мешками с песком, превращались в бойницы. Штаб обороны требовал от населения участвовать в боях против советских войск на улицах, в домах, под землей — в метро, в подземной канализационной сети.

Фашистский союз молодежи «Гитлерюгенд», большую часть которого составляли подростки, формировал отряды для борьбы с танками. Вооруженные фаустпатронами курсанты и обслуживающий персонал всех военных школ были поставлены на защиту города. Из горожан были сформированы почти 200 батальонов немецкого ополчения, для этого в городе проводилась поголовная мобилизация мужского населения от 15 и до 65 лет включительно. Гарнизон Берлина насчитывал более 200 тыс. человек. В городе были сосредоточены полицейские и эсэсовские части. С целью укрепления дисциплины команды СС начали патрулировать городские кварталы, а при обнаружении уклонистов они расстреливали их без долгих разбирательств.

Свыше 600 зенитных орудий крупного и среднего калибра были поставлены на оборону города. В качестве огневых точек использовались также танки, находившиеся в ремонте, но имевшие исправное артиллерийское вооружение, их закапывали в землю на перекрестках улиц, у железнодорожных мостов. Отдельные эсэсовские полки и батальоны, которые возглавлял генерал-майор войск СС В.Монке, были стянуты в центр города для обороны «особого» сектора, где располагались правительственные учреждения. Немецкое командование рассчитывало заставить войска Красной армии «прогрызать» рубежи обороны с огромными потерями, рассчитывая обескровить их, вынудить отступить от Берлина так, как в 1941 году отступили из-под Москвы сами немцы.

20 апреля в 13 ч 50 мин дальнобойная артиллерия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта первой открыла огонь по Берлину, положив начало штурму столицы Германии. На снарядах, которыми артиллеристы обстреливали Берлин, были надписи: «По Гитлеру!», «По фашистам в Берлине!», «За Сталинград, Донбасс, за Украину, за сирот и вдов. За слезы матерей!», «За Москву и Ленинград!» и другие.

На следующий день, 21 апреля части 3-й ударной, 2-й гвардейской танковой и 47-й армий прорвались на окраины Берлина и завязали бои в городе. Военный совет фронта обратился к войскам с призывом, оказывая взаимную помощь и поддержку друг другу согласованными действиями всех родов войск, смести все преграды и водрузить Красное знамя над Берлином.

Войска 1-го Украинского фронта 19 и 20 апреля, совершив стремительный маневр по охвату франкфуртско-губенской группировки противника, вышли к Берлину с южного и юго-западного направлений. 21 апреля части 3-й гвардейской танковой армии ворвались на южную окраину Берлина. 4-я гвардейская танковая армия вышла на южные подступы к Потсдаму.

25 апреля наступавшие войска 2-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта встретились западнее Берлина в районе Кетцина с частями 4-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, завершив тем самым окружение Берлина. Город был огромен 45 на 38 км.

Каждой армии, штурмовавшей Берлин, заранее были определены полосы наступления. Частям и подразделениям давались конкретные объекты — районы, улицы, площади. Под уничтожающий огонь артиллерии и авиации были взяты основные объекты города. Задача уличных боев в Берлине заключалась в том, чтобы лишить врага возможности собрать свои силы в кулак, разделить гарнизон на отдельные части и уничтожить их.

В отдельные дни наступления удавалось очистить от врага до 300 кварталов, несмотря на то, что каждую улицу и каждый дом приходилось штурмовать.

Перед атакой здания штурмовой отряд разделялся на две группы. Первая под прикрытием орудийного огня врывалась в здание, блокировала выходы и подвальные помещения, где гитлеровцы укрывались во время артподготовки, затем уничтожала их гранатами и бутылками с горючей жидкостью. Вторая — очищала верхние этажи от автоматчиков и снайперов. Все усилия воинов были направлены на то, чтобы не дать возможности отходящему к центру противнику организовать оборону в новых опорных пунктах.

В связи с тем, что в период штурма Берлин был окутан дымом, массированное использование бомбардировочной авиации часто затруднялось. Наиболее мощные удары по военным объектам в городе авиация нанесла 25 апреля и 26 апреля. В этих ударах уча­ствовало более двух тысяч самолетов. Благодаря советским летчикам 16-й воздушной армии и зенитчикам после 28 апреля блокированный гарнизон Берлина уже не мог получать помощь продовольствием, боеприпасами извне. Советские самолеты, постоянно патрулировавшие над Берлином, сбивали немецкие транспортные самолеты еще на подлете к городу или уничтожались зенитной артиллерией.

29 апреля начались бои за берлинскую ратушу. Стрелковые полки 266-й стрелковой дивизии встретили такой шквал огня противника, что продвижение по улице становилось просто невозможным. Тогда было принято решение пробиваться к ратуше, через проломы в стенах зданий, сделанные с помощью взрывчатки.

Несмотря на огонь врага, саперы успевали закладывать тол и взрывать стены домов, а под прикрытием дыма от взрыва в проходы бросались штурмовые группы и в рукопашной схватке с гитлеровцами очищали здания, прилегающие к ратуше. Ворвавшиеся в разбитые артиллерией тяжелые железные двери ратуши бойцы закидали ее коридоры ручными гранатами, с боем освобождая каждую комнату. Младший лейтенант К.Г.Громов, сбросив на мостовую фашистский флаг, во­друзил над ратушей Красное знамя.

30 апреля 79-й стрелковый корпус 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта начал бои за рейхстаг. В тот же день берлинская группировка была расчленена на 4 изолированные части. Ночью, захватив мост Мольтке, части корпуса овладели крупным узлом сопротивления — зданием, где размещалось министерство внутренних дел фашистской Германии и швейцарское посольство и вышли непосредственно к рейхстагу. Только к вечеру этого дня, после многократных атак части 150-й стрелковой дивизии и 171-й стрелковой дивизии, преодолев упорное сопротивление врага, ворвались в здание рейхстага. Непосредственно в штурме участвовали 756-й (полковник З.Н.Зинченко), 674-й (подполковник А.Д.Плеходанов) и 380-й (майор В.Д. Шаталин) стрелковые полки. Их поддерживала 23-я танковая бригада (полковник С.В. Кузнецов).

В ночь на 1 мая разгорелась яростная борьба внутри рейхстага. Бои шли за каждый этаж, на лестницах и в коридорах происходили рукопашные схватки. Штурмующие бойцы метр за метром, комнату за комнатой очищали здание от фашистов. По мере овладения рейхстагом в разных его местах советские воины водружали знамена и флаги. В ночь на 1 мая на куполе поверженного рейхстага взвилось красное Знамя Победы. Его водрузили разведчики 756-го стрелкового полка сержант М.А.Егоров и младший сержант М.В.Кантария. Их прикрывали автоматчики из роты И.Я.Саянова. Бои за рейхстаг продолжались до утра 1 мая, а отдельные группы фашистов, засевшие в подвальных помещениях, продолжали сопротивляться до утра 2 мая.

Штурм рейхстага явился завершающим событием битвы за Берлин. В то время как в горевшем здании шли ожесточенные бои, А.Гитлер покончил жизнь самоубийством в своем подземном бункере. К 15 часам 2 мая сопротивление немцев в Берлине полностью прекратилось, остатки берлинского гарнизона (135 тыс. человек) во главе с его командующим генералом артиллерии Г.Вейдлингом сдались в плен.

Берлинская операция нанесла последний сокрушительный удар по вооруженным силам Третьего рейха, которые с потерей Берлина лишились способности к организованному сопротивлению.

Операция продолжалась 23 суток, ширина фронта боевых действий достигала 300 километров. Глубина фронтовых операций соста­вляла 100-220 километров, среднесуточные темпы наступления — 5-10 километров.

В ходе Берлинской операции советские вой­ска окружили и ликвидировали самую крупную в истории войн группировку вражеских войск. Они разгромили 70 пехотных, 23 танковых и механизированных дивизий противника, взяли в плен 480 тысяч человек. Но Берлинская операция дорого обошлась и советским войскам. Их безвозвратные потери составили 78 291 человек, а санитарные — 274 184 человек.

Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За взятие Берлина», которой были награждены более 1082 тысяч солдат и офицеров, 187 частям и соединениям Красной армии, наиболее отличившимся при штурме Берлина, присвоено почетное наименование «Берлинские». Более 600 участников штурма удостоены звания Героя Советского Союза.

Взятие Берлина войсками Красной Армии стало для советских людей событием огромной исторической значимости, приведшим к победе справедливости над величайшим злом — фашизмом и к завершению Великой Отече­ственной войны, а для людей всего мира — к разгрому нацистской Германии.