Александр Субботин рассказал о деталях состоявшегося у Президента разговора
Без камер уже, конечно, говорили не о победах, а о задачах и проблемах. Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.
Об урожайности
— В этом году у нас на шесть с половиной центнеров больше, чем в прошлом. Конечно, и погода помогла, и технологичность более интенсивно соблюдалась, и удобрений чуть больше внесли. Поэтому все факторы сложились в такой результат. Озимый рапс показал себя не очень хорошо. Очень много погибло посевов, более трети пересевать приходилось. И урожайность у него очень слабенькая, не такая, как обычно. Мы под 14 центнеров только собрали озимого рапса. Хотя яровой, который обычно хуже, в 2022‑м показывает очень хорошие цифры. Даже есть поля, где 38 центнеров с гектара было.
На сегодня у нас чуть более 53 тысяч гектаров посеяно озимого рапса. На этом останавливаемся и идем на следующие культуры — озимые зерновые.
На перспективу мы пытаемся выдержать оптимальную структуру (посевных площадей. — Прим. ред.) специально для Витебской области, которую нам подсказала Академия наук. Примерно 60 — 65 процентов — озимый клин, и далее каждая культура имеет свою ячейку и свой сегмент.
В прошлом году провели пилотный проект по сахарной свекле — посеяли 180 гектаров и получили урожайность за 600 центнеров. Это хороший результат.
Об урожае льна
— Лен уже весь вытеребли, сейчас его оборачивают, волокно «созревает». Около 15 процентов уже скручено в рулоны и вывезено с полей. Задача — до 15 сентября полностью вывезти и сложить урожай на льнозаводах. В этом году урожайность чуть выше, качество льноволокна чуть лучше. В прошлом было 0,93 — 0,94, а в нынешнем — 1,02 — 1,04… Мы, наверное, не уйдем от полного импорта на Оршанском льнокомбинате, но стараемся максимально загрузить своей продукцией льнокомбинат.
О спросе на льняную одежду
— Спрос есть. Тем более ткань получается по новым технологиям не просто жесткой льняной, ее волокна котонизируют, она становится мягкой, не всегда мнется. То есть в зависимости от технологий и добавления того или иного волокна в ткань мы можем получить продукт любого качества.
Сейчас основная задача состоит в том, чтобы мы продавали уже не ткань, а готовую одежду.
О фишках продовольствия
— Показатели по мясной и молочной отрасли в первой половине 2022‑го не радовали. Мы чуть-чуть не дотягивали до 100 процентов. Но в сентябре планируем выйти на прошлогодний уровень и идти дальше, наращивая. Параллельно, конечно же, большое внимание уделяем и качеству. Чтобы под 100 процентов было молока сорта экстра, которое более пригодно для сыра. Сейчас 84 процента. Это тоже очень хороший показатель. Но есть куда расти…
Конечно же, большое внимание разработке новых обновленных производственных программ на всех перерабатывающих заводах и получению уже более маржинальных новых продуктов, которые будут нас радовать своим новым необычным внешним видом и вкусом.
Это не только конкурентное преимущество. Это радость, когда на столе твой продукт, когда он имеет какую-то изюминку и ты можешь даже похвалиться перед гостями. Из последнего — наш «Витебскхлебпром» сделал новую линейку очень вкусных караваев. Я вам рекомендую! Пока они продаются только в специализированных фирменных сетях. Это ржаной хлеб — пушистый, ароматный, который долго не черствеет, несмотря на то что там ничего искусственного нет. Все только натуральное — ни одной химической добавки. Есть свои фишечки и в колбасах, и в полуфабрикатах, и отдельно — в сале.
Об импортозамещении в пищевой промышленности
— Я думаю, мы практически всю линейку заместили… И это показатель того, что у нас достаточно высокотехнологичная эта отрасль и мы можем получать заданный вкус. К примеру, линейку с трюфелями начал делать «Молочный мир». Думаю, равнодушным этот сыр никого не оставит.
За страну в сфере продовольственной безопасности, тех же сыров, цельномолочной продукции, любых мясных направлений нам стыдно не будет. Только гордость, что у нас вкусно и натурально.
У нас растет все. Я на рынке увидел, что продаются и витебские дыни, и арбузы. И не хуже по качеству и сахаристости астраханских или узбекских. Может быть, чуть хлопотнее та или иная культура. Но все реально, все получается. Это показатель того, что кто хочет, тот ищет возможности.
О загрузке витебской «переработки»
— Молочная отрасль на Витебщине загружена недостаточно: на 76 — 80 процентов. Есть только два предприятия со стопроцентной загрузкой, и это говорит о том, что нам есть где прирастать и где формировать экспортную выручку на будущее. Мясное производство загружено на 30 — 35 процентов, но речь про убойные цехи. Колбасные, консервные цехи загружены и на 60 — 70 процентов. То есть продукция убоя не уходит массово на экспорт, как это было ранее, из нее формируется или полуфабрикат, или колбасные изделия — высокомаржинальный продукт.
Об экспорте
— В прошлом году в Европу мы добавили процентов 60 к тому, что было. И доля Китая процентов на 70 увеличилась, и Ближний Восток активно открывал для нас свои рынки. Но эти санкционные дела и несправедливый прессинг на нашу страну, конечно, немножко вернули нас в прежние рамки. Россия традиционно осталась надежным и основным партнером. Процент ее увеличился, поскольку с их рынка ушли транснациональные корпорации. Они просто бросили и заводы, и магазины…
О заготовке кормов
— Не в моих правилах хвалиться, но мы пока первые в стране по заготовке кормов. У нас почти 15 центнеров кормовых единиц на одну условную голову. Два укоса собрали. Хотим до 30 центнеров дойти, чтобы был полуторагодовой запас корма. И, конечно, упор на кукурузу. У нас ее почти 100 тысяч гектаров.
По материалам сайта vitebsk-region.gov.by